Тестовый контроль в процессе обучения иностранному языку.

0
344

Успех в обучении иностранному языку во многом зависит от того, в какой степени качество знаний учащихся находится в поле зрения учителя и какое внимание уделяется профилактике ошибок. Как подтверждает многолетний опыт, большую пользу может принести проверка знаний сразу всех учеников в форме небольших по объему контрольных заданий, условно названных тестами. Не подменяя плановый контроль знаний, тесты являются не только «наиболее экономной формой контроля», но и более объективным показателем степени усвоения учащимися языкового материала.

Систематическое тестирование стимулирует активность и внимание учеников на уроке , повышает их ответственность при выполнений учебных заданий.

Результаты проверки тестов анализируются учителем и служат для него , с одной стороны, показателем уровня знаний учащихся, а с другой –самооценки работы самого учителя, что позволяет ему внести необходимые коррективы в процессе обучения и тем самым предупредить повторение ошибок учащихся. С целью профилактики, ученики записывают возможные типичные ошибки в специальные тетради, дополняя это правилами (на русском языке), разъясняющими ту или иную грамматическую структуру и несколькими наиболее характерными и четкими примерами на употребление её в речи.

Большинство тестов имеет несколько вариантов. В этом случае учитель готовит ( по числу учеников в группе) раздаточные карточки долговременного пользования с заданиями. При одном варианте задания диктуется или записывается на классной доске. Работу с тестом рекомендуется проводить за 10-15 минут до конца урока. Так, тест позволяет проверять одновременно всех учащихся. Выполнения текста занимает немного времени, что делает возможным его проведение практически на любом занятии.

При выполнении текста все учащиеся поставлены на равные условия –они работают в одно и то же время с одинаковым по объему и сложности материалом, что исключает влияние на оценку их ответов такого фактора, как везение и не везение. Тест дает не только его усвоение, но и наличие отдельных умений пользования им. Перечисленные и некоторые другие характеристики тестов, безусловно, свидетельствуют о целесообразности их использования в учебном процессе.

Всё чаще находят применение упражнения, предназначенные для овладения учащимися тем или иным языком материалом или отдельными речевыми умениями. В соответствии с этим в литературе на английском языке всё чаще появляется термин teachingtest– «обучающий тест». Данным термином, по- видимому, целесообразно воспользоваться при противопоставление текстов этого назначения контролирующим текстам. Такое противопоставление в настоящее время совершенно необходимо, поскольку в современном учебном процессе тесты – даже при том ограничении заданий, которые мы предлагаем относить к тестам, отчетливо выполняют две различные функции: контролирующую и обучающую. В зависимости от предписываемой им функции, к ним предъявляют различные требования и составляются они по — разному, хотя внешне очень схожи. Само собой разумеется, что указанное противопоставление, как и во всех других случаях, носит условный характер, поскольку почти всякий контроль обучает, а любе упражнение/задание (одна из форм реализации обучения и учение) предполагает контроль его выполнения. В данном случае тесты, как и другие упражнения, задания, различаются по их доминирующей цели. К контрольным текстам относятся те, основной целью которых является установить факт знания/незнания или владение/не владения учащимися тем или иным материалом , умением, деятельностью и соответственно оценить его. Цель обучающихся тестов – обеспечить усвоение, овладение учащимися тем или иным материалом, умением, деятельностью, и контроль их выполнения выступает для учителя

как средство управления этим процессом. К тестам, выполняющим контролирующую функцию, относятся два основных вида: тесты, проверяющие наличие у школьников определенного уровня коммуникативной компетенции (proficiencytests). Первый вид теста можно соотнести с итоговым контролем, проводимый в конце курса обучения, второй вид – с промежуточным итоговым контролем, осуществляемым по окончании определенного цикла занятий.

Безусловно, тест пока еще не может заменить такую, например форму итогового контроля, как экзамен. Однако его можно с успехом использовать как одну из форм ( не единственную) промежуточного итогового контроля, проводимого, например, по окончании цикла занятий ( achievementtests). Такая форма проверки, если она носит регулярный характер, приучает школьников к ответственности за весь материал цикла, что способствует успешности их обучения, поскольку тестом, рассчитанным на 10-15 минут выполнения, можно охватить весь изученный за соответствующее время материал и проверить всех учащихся. С этой точки зрения тест является весьма действенными и экономным средством контроля. Следует также иметь в виде, что проверка 30-40 тестов по ключу не займет у учителя больше 5-7 минут. Как уже отмечалась, в настоящее время совершенно отчетливо наметилась тенденция использовать тесты в обучающей функции, т.е. в процессе овладения учащимися языковым материалом, отдельными речевыми умениями, различными видами аудирования и чтения. Закрепление за тестами этой функции представляется оправданным и перспективным по следующим причинам.

Прежде всего, сам характер тестовых заданий и их организация по всей сути соответствует назначению упражнения. Выбор ответа из ряда предложенных, объединение языковых единиц по какому-либо признаку языковых единиц, восстановление целого из его частей – все это виды работы, в основе которых лежат

аналитические операции, направленные на выделение дифференциальных признаков тренируемой языковой единицы, а последние, как известно, составляют основу запоминания языкового материала.

При составлении обучающих тестов обеспечивается противопоставление одной языковой единицы другим, уже известным, относящимся к тому же уровню и имеющим сходные с ней черты. Причем следует иметь в виду, что одна и та же единица (например , слово) имеет черты сходства (существующие объективно или только с точки зрения учащегося) с разными рядами единиц в зависимости от её формальных (звучание, написание, грамматическая форма) или семантических (значение, сочетаемость) признаков. Обучающие тесты дают возможность противопоставляться языковую единицу по каждому из указанных признаков, что трудно обеспечить какими- либо другими видами упражнений. Иными словами, обучающие тесты дают возможность «обработать» соответствующую единицу по всем её признакам без большой затраты времени. Таким образом, как раз та характеристика теста, которая ставит под сомнение «чистоту» контроля, — возможность сравнения дифференциальных признаков схожих вариантов ответа – составляет учебную ценность теста как упражнения. Помещение изучаемой единицы в положение то избираемой, то отвергаемой по тому или иному признаку дает возможность не только многократно её повторить, но и использовать для её запоминания как произвольно, так и не произвольно. Организация теста позволяет постепенно сокращать время его выполнения. Это, по сути дела, означает, что можно работать над ускорением операций анализа, т.е. добиваться автоматизации процессов узнавания. Важно знать, что в арсенале методики имеется небольшое количество видов упражнений, позволяющих автоматизировать данные процессы.

При развитии отдельных умений ( из числа установленных) , которые связаны со смысловой переработкой информации,

воспринимаемой на слух или в процессе чтения, характер и организация тестовых заданий предусматривают тренировку каждого умения в изолированном от других умений виде на отрывках , абзацах различного построения ( например, начинающихся с главной мысли, заканчивающихся главной мыслью, содержащих две главные мысли и т.п.).

Наконец, обучающие тесты позволяют в известной мере управлять мыслительной деятельностью учащегося во время слушания или чтения текста. Как показывает практика, установка, даваемая учителем перед восприятием речи на слух или чтение теста, часто бывает недостаточной для того, что бы оказать существенное влияние на характер протекания мыслительной деятельности ученика. Установка должна обязательно подкрепляться соответствующей формой контроля понимания прослушанного , прочитанного, поскольку – и это так же показывает практика- учащийся слушает или читает так, как его затем проверяют. Вот почему использование теста, в котором указывается, что важно для понимания при той или иной установке, приучает школьников варьировать процесс переработки воспринимаемой информации в зависимости от поставленной цели, т.е. пользоваться разными видами аудирования и чтения. Приведенных примеров достаточно для того, чтобы показать, что диапазон применения тестов в обучающей функции довольно широк, причем их учебная ценность сомнений не вызывает. Само собой разумеется, что в процессе обучения за этими тестами, в которых ответ фактически подсказывается, должны следовать аналогичные не тестовые упражнения, предусматривающие самостоятельное решение задач учащимися. Другими словами, обучающие тесты представляют собой важный промежуточный этап в работе по овладению языковым материалом, развитию речевых умений, освоению различных видов аудирования и чтения. Были рассмотрены две возможные функции тестов в учебном процессе – контролирующая и обучающая. Тесты, реализующие ту или иную функцию, внешние схожи, но имеют разные задачи, и поэтому к их содержанию и

проведению предъявляются различные требования. Так, например, для контролирующего теста характерны однократное повторение тестируемой единицы, противопоставление её другим единицам лишь по одному какому- либо признаку, помещение её обязательно в качестве искомой, одноразовое выполнение теста и т.д., для обучающего теста типичны многократное её другим единицам по разным признакам, помещение её в положение то искомой , то отвергаемой , многократное выполнение одного и того же теста ( для достижения нужной скорости узнавания) и т.д. Это свидетельствует о том, что использование тестов в практике преподавания оправдано. Однако и в теоретических исследованиях и при составлении тестов следует четко разграничивать две их функции, с тем, что бы использовать их реальные возможности для повышения эффективности учебного процесса.

Нурбекова Адас Ошахбаевана

Преподаватель английского языка высшей категории.

Дорожно – транспортный колледж

ЖАУАП ҚАЛДЫРУ

Please enter your comment!
Please enter your name here